Театральный критик — одна из самых древних профессий, которая возникла практически одновременно с появлением театрального искусства. Несмотря на то, что кино сейчас популярнее театра, еще есть люди, которые интересуются, как стать театральным критиком.
Театральный критик профессионально критикует театральные постановки и выносит вердикт об их качестве (зачастую в виде письменной рецензии). Профессия театрального критика, как мы уже сказали, ненамного младше театра как такового. Раньше театральные деятели нередко выступали в нескольких амплуа, совмещая театральную критику, к примеру, с драматургией.
Многим профессия театрального критика кажется легкой: пришел в театр, посмотрел спектакль, а потом похвалил или обругал. На же деле все намного сложнее. Театральный критик (так же, как и ресторанный, музыкальный и любой другой) не просто хвалит или ругает. Его задача — проанализировать постановку, найти ее слабые и сильные стороны, а в итоге — написать толковую рецензию.
В идеале театральный критик — это человек с высшим образованием. Готовят театральных критиков на театроведческих факультетах. Театральный критик — это не журналист (хотя, как и журналист, он должен уметь грамотно и аргументированно излагать свои мысли), это человек, разбирающийся в театре, любящий театр.
Во время учебы будущие театральные критики знакомятся с историей театра, шедеврами мировой драматургии, принципами театральной критики. В отличие от рядового зрителя, театральный критик знаком с театром «изнутри», он может определить, где в спектакле заслуга или промах режиссера, а где — актеров или автора пьесы.
Театральный критик нужен как зрителям, так и режиссеру и актерам. Зрители ориентируются на рецензии критиков при выборе спектакля (хотя известно немало случаев, когда мнение критиков диаметрально расходилось с мнением широкой аудитории), режиссеры и актеры — делают выводы из критики и используют их в работе.
Кроме того, театральный критик — это своего рода историк театра. Спектакли со временем сходят со сцены, а критика остается и хранит в себе информацию о спектакле для будущих поколений.
Чтобы написать хорошую рецензию, театральный критик не просто смотрит спектакль. Для начала он читает пьесу, чтобы получить общее представление о том, что его ждет. Во время спектакля критики обычно делают заметки, чтобы не упустить важные моменты. После спектакля они нередко общаются с режиссером, чтобы обсудить какие-то нюансы.
Заключительный этап критики — это написание рецензии. Как позитивная, так и объективная критика обязательно должна быть аргументированной. Театральный критик должен быть объективным и беспристрастным, ему нельзя идти на поводу у своих субъективных вкусов.
Говорят, что в театральные критики идут люди, у которых не вышло стать режиссером или актером. Да, такое время от времени случается, но это скорее исключение, чем правило. Критик — это своего рода теоретик театрального процесса (в то время как режиссер — практик). В этой профессии тоже нужен особый талант.
Куда податься, если вы хотите стать театральным критиком? Самая известная Alma mater для театроведов — это ГИТИС, но театроведческое направление есть во многих гуманитарных вузах (в крупных городах, по крайней мере).
Однако если вы хотите стать «пишущим» критиком (то есть писать рецензии на спектакли), учтите, что научиться писать рецензии практически невозможно, если у вас изначально нет к этому склонности. Театроведческий факультет дает необходимую базу знаний, а дальше все зависит только от вас.
Современный театр постоянно меняется, поэтому хороший театральный критик должен «идти с ним в ногу». В этой профессии нужно быть готовым учиться даже после окончания вуза (хотя самообразование — это важная составляющая практически любой профессии).
Театральная критика — это неотъемлемая часть театрального искусства. Театральный критик не просто хвалит или ругает спектакли, он помогает театру развиваться. Это интересная и непростая профессия, которая подходят людям, влюбленным в искусство вообще и в театр в частности.