Проблема детских игр: родители и педагоги, объединяйтесь!

Наша предыдущая публикация на достаточно неоднозначную тему о влиянии современной педагогики на компьютерный игровой досуг детей вызвала некоторое негодование со стороны педагогического сообщества. Краешком к ним присоединились и производители (распространители) компьютерных игр для детей.

Спешим всех успокоить, мы не присваиваем себе права верховного арбитража в экспертизе тех или иных программных продуктов, а просто предлагаем способ коллективной оценки уже созданного массива компьютерных игровых ресурсов (ИР), которые почему-то называют детскими, образовательными и развивающими.

В статье “Компьютерные игры для детей: педагогический взгляд” нами была представлена схема возможного взаимодействия активных, продвинутых родителей с воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Мотивы и цели такого общения очевидны. Если ваш ребенок заболел ветрянкой, вы вызываете врача, если он зависает в виртуальном игровом пространстве, вы ищете совета у воспитателей детского сада, учителей или просто хороших знакомых.

Практика давно уже доказала, что коллективный разум гораздо лучше справляется с любой проблемой (а детки за компьютером – это еще та проблемка), чем одинокие родительские или педагогические мозги.

Поэтому предлагаем вам найти время для совместного обогащения своих познаний о современном мире компьютерных игр, в первую обращая внимание не на развлекательную (или отвлекающую) сторону этого процесса, а на развивающее и психологическое воздействие этой среды на вашего ребенка.

Читать также:  Постные блины

Проблема детских игр: родители и педагоги, объединяйтесь!

В то время, когда у детей формируется информационная культура, реальная педагогика ничем не может им помочь, и вся нагрузка ложится на плечи родителей. Значит, имеет смысл разграничить зоны ответственности за компьютерное воспитание ребенка и дать пояснения к нашей схеме.

Вам представлены основные этапы совместной экспертной оценки и процедура отбора компьютерных игр, которые могут быть рекомендованы воспитателем в качестве игровых средств для подготовки старших дошкольников к суровым школьным будням.

Путь 1 соответствует следующей процедуре:

  • воспитатель сам находит в Интернет-сети ИР и в тестовом игровом режиме оценивает его соответствие дидактическим требованиям (или, полагаясь на сопроводительную информацию к игре, классифицирует ее по дидактическим свойствам);
  • в случае отсутствия педагогической ценности ИР отбраковывается;
  • информацию об ИР (электронный адрес, название) или его копию воспитатель передает родителям;
  • родители оценивают так называемые потребительские качества ИР по предложенной нами ранее методике Станислава Кобзева (для этого им тоже придется поиграть) и на основе собственной оценки либо отвергают мнение педагога (в этом случае игровой ресурс не может быть включен в библиотеку), либо подключают к игре главного эксперта – ребенка;
  • получив подтверждение правильности выбора в виде положительной эмоциональной оценки ребенка, родитель с чистой совестью представляет протестированный ИР для включения в общую папку ИР ДОУ;
  • определение судьбы ИР, негативно оцененного ребенком, остается в руках педагога и родителей.
Читать также:  Невестка и свекровь

Путь 2 отличается от первого последовательностью принятия решений:

инициатором поиска и выбора ИР в этом случае выступают родители. Пройдя точно такую же экспертную родительскую и детскую оценку, «положительный» ИР направляется воспитателю (в виде ссылки, копии, информационного сообщения) для процедуры педагогической систематизации и включения в библиотеку.

Как видно из предложенной схемы, у каждого участника процедуры отбора ИР есть своя зона ответственности:

  • воспитатель обеспечивает выбор компьютерных игр, соответствующих целям и задачам развивающей и обучающей подготовки детей к школе, а также оценивает их содержание с точки зрения возможного негативного психологического воздействия на дошкольников;
  • родители оценивают качественные характеристики ИР: уровень его технологической и дизайнерской проработки, трудоемкость процедуры доступа, настройки ИР, а также объяснения игрового задания и системы управления игрой; определяют длительность игрового сеанса и форму необходимого участия взрослых в игровой деятельности детей;
  • ребенок выступает в роли эмоционального индикатора увлекательности и, как следствие, практической эффективности выбранного ИР;
  • дети, имеющие практику использования понравившихся им игр, с удовольствием исполняют роль увлеченных агитаторов и консультантов в своей группе ДОУ по всем игровым вопросам.

Что в итоге? Создается проверенная многими семьями коллективная компьютерная игротека с открытым доступом.

Автор: