Уроки рисования для начинающих в школе New Art Intention.
«Как научиться рисовать карандашом и красками?», «Я смогу научиться рисовать?», «С чего начинать, для того чтобы рисовать хорошо?»… Эти вопросы — первое, что слышат преподаватели в нашей художественной школе New Art Intention.
Начинающий рисовать, (особенно это подмечено у взрослых), впервые увлекшись рисунком карандашом, обычно начинает рисовать своих знакомых.
Стараясь в рисунке максимально передать сходство, он пытается научиться рисовать карандашом людей с наиболее «удобной», с его точки зрения, стороны — в профиль, или рисует с фотографии. Но сравнивая свои рисунки с работами профессиональных художников, он замечает, что его творчество очень мало похоже на реальных людей. В нем нет присущей натуре объемности, и поэтому нет той убедительности, которая характерна для произведений мастеров. Иногда такая самостоятельность идет путем копирования чужих рисунков, но при сравнении с реальным человеком опять появляются ошибки. А суть трудностей кроется не в сложности изображения человека как такового, а в неправильном методе и подходе к рисованию. Передавая очертания профиля, начинающий рисовать по существу не рисует, а копирует. Такие самостоятельные уроки над портретом почти ничем не отличаются от копирования репродукций. Тогда как копировать (переносить на бумагу карандашом линии и тона) и рисовать карандашом (изображать на бумаге реальную трехмерную фигуру) — это принципиально отличные друг от друга задачи. Чтобы научиться рисовать правильно, нужно рисовать с натуры. А также надо приобрести специальную подготовку (методику) на курсах рисования, без чего изображение никогда не будет получаться реальным, соответствующим действительности.
Натура трехмерная, а изображение выполняется на плоскости. Тем не менее художник создает подобие предметов, подобие реальной формы, подобие пространства. Мы верим его рисунку и говорим, что оно реальное, живое. И это удается художнику потому, что он умеет видеть и знает методики воспроизведения на двухмерном листе бумаги реальной трехмерной формы. Такое умение рисовать появляется не сразу, оно требует систематических занятий на курсах и упорного труда начинающего. На первом этапе обучения рисунку у начинающего рисовать возникает много задач.
Первое, с чем сталкивается начинающий художник, приступая к рисунку с натуры, это необходимость научиться сравнивать реальный трехмерный предмет с его изображением на плоском листе бумаги.
Лучший способ при начальном обучении, позволяющей добиться точной передачи натуры, заключается в том, чтобы попытаться с помощью воображения представить лист бумаги неким пространством, подобным тому, которое мы видим в натуре. В таком воображаемом пространстве он и должен рисовать предметы. Но чтобы научиться воссоздавать, это своего рода «окно», очень важно научиться видеть целостно, потому что, если художник часть бумажного листа будет воспринимать как бумагу, а часть как пространство, ему не удастся правильно воспроизвести реальную форму предмета.
Как известно, наш глаз видит натуру двухмерную. Только на близком расстоянии два глаза человека начинают воспринимать объем формы, но уже на расстоянии четырех — пяти метров человек фактически видит как бы плоский силуэт. Однако в быту мы никогда не замечаем подобной условности, поскольку глазу сообщается наше практическое знание того, что все предметы расположены в пространстве и обладают объемом. Но когда человек путем рисования пытается передать трехмерную форму, плоскостность его видения дает о себе знать. Начинающим рисовать часто удаются копии рисунков; плоскостное видение помогает им здесь вести сравнение с плоской натурой и, значит, рисовать. Для того же что бы научиться рисовать натюрморт, пейзаж или портрет, т.е. любой реальный предмет, нужно научиться рисовать его трехмерную форму, научиться передавать и ставить трехмерную форму в формат холста. Чтобы справиться с этой задачей и научиться рисовать, необходимо на уроках рисования искать практический путь изображения формы в воображаемом пространстве холста. Первым уроком рисования такого рода может послужить рисунок простейших по форме предметов, положенных на стол.
Рассматривая окружающие нас предметы, мы обычно удивляемся многообразию поверхностей, которые образуют их форму. Но, анализируя сложный по форме предмет, нетрудно обнаружить в нем своеобразное сочетание простейших форм. Например, кувшин можно рассматривать как соединение шара и цилиндра, вазу – как сочетание двух конусов и цилиндра и т.д. Подобное упрощение позволяет легче разобраться в характере устройства формы и дает возможность быстрее ее нарисовать. Наконец, подобный подход ускоряет для начинающих рисовать переход от простых, начальных рисунков к изображению более сложной формы. Умение рисовать простейшие геометрические тела открывают начинающим дорогу к передаче самых сложных предметов. Поэтому после первых уроков рисования по постановке руки и первого знакомства с началами рисунка необходимо переходить к изучению метода рисования реальной формы простейших геометрических тел.
Если до сих пор вы рисовали плоские предметы, обладавшие незначительным объемом, то теперь задача на следующих уроках рисования существенно усложняется. Рисовальщику предстоит передавать не только протяженность предмета в глубину, но и объем. Посмотрите, например, на куб, изображению которого и будет посвящен этот урок рисования для начинающих. Его форма образуется квадратами граней, сходящихся под прямыми углами друг к другу. Ребра граней соответственно также сходятся под прямыми углами. Разобравшись в строении этой несложной формы, можно попробовать перейти к рисунку.
Мы видим куб с одной стороны, и потому невольно возникает вопрос, не начать ли его именно так и рисовать. Но попытка нарисовать только видимые грани сразу наглядно покажет художнику, что рисунок получается совсем неубедительным. А дело в том, что он рисует только видимую часть формы, не воссоздав на бумаге ее действительное строение, или, иначе говоря, ее конструкцию. Что же будет составлять конструкцию в кубе? Очевидно, границы граней, которые определяют основные особенности формы, точнее сказать, места пересечения граней, образующие ребра куба. Тем самым ребра представляют как бы основу всей конструкции куба, и потому именно с них начинается рисунок его формы. Итак, правильно располагая предметы в пространстве полотна, необходимо запомнить, что границы внешней формы любого предмета должны определять конструкцию самого предмета. Продолжим наш урок.
Рисуем каркас куба.
Поскольку начинающему рисовать еще не приходилось изображать предметы, имеющие определенно выраженный объем, то перед рисунком куба целесообразно представить рисунок его каркаса. Такой каркас легко сделать самому из проволоки, наглядно воссоздав ребра куба. Рисуя каркас, художник познакомится не только с тем, как следует строить объемную форму. Он ясно представит себе конструкцию куба и сможет точнее ее нарисовать. На уроках рисования в художественной школе New Art Intention мы не используем проволочный каркас, видение объема достигается другим методом, но для индивидуальных уроков рисования по самообучению основ рисунка этот способ очень действенен.
Рисунок каркаса куба начинается с того, что каркас ставится на стол, лучше всего под углом в 45 градусов по отношению к рисовальщику. Для начинающих рисовать рекомендуем использовать ватман формата А3 и карандаш по мягкости, маркируемый ТМ (HB). Итак, художник располагает белым двухмерным листом бумаги, в руках у него карандаш, а перед глазами стол, на котором стоит проволочный каркас. Задача — научиться рисовать карандашом каркас геометрического тела. С чего же начать? Художник не должен перерисовывать линии, или точнее – края, очерчивающие каркас. Такая попытка неизбежно приведет к тому, что он начнет просто копировать контур каркаса, не воссоздавая на бумаге пространственной формы последнего. Сам по себе рисунок каркаса геометрических тел – а на уроках, кроме каркаса куба, также рисуем каркас цилиндра и призмы – может оказать очень ценную помощь в выработке правильного метода работы. Художник практически убедится, что только знание устройства предмета и отображение этого устройства, то есть конструкции формы, позволяет правильно передавать реальный предмет на листе бумаги. Поэтому рисунок каркаса следует делать очень тщательно, стремясь по возможности точнее найти все его части, правильно построить углы. А с чего именно начинать построение – от ближайшего вертикального ребра или от ребра нижнего горизонтального квадрата, служащего основанием каркаса?
Как дом строится с фундамента, так и любое построение формы реального предмета всегда ведется с основания, поскольку это позволяет точнее передавать форму. Поэтому, проведя горизонтальную по отношению к нижнему краю бумаги линию и поставив на ней точку, соответствующую ближайшему углу каркаса, рисуем ребро основания, идущее от поставленной точки в глубину. Проведя несколько штрихов карандашом и измеряя угол между ребром и горизонтальной линией, отмечаем место ребра. Не переставая уточнять и сравнивать угол, рисующий должен добиться того, чтобы ребро как бы «легло» на стол, и тогда, нажимая на карандаш, пометить эту часть каркаса.
Когда ребро будет найдено, необходимо от той же точки и таким же путем найти второе ребро и затем, отметив размеры сторон каркаса, нарисовать остальные ребра основания. После этого переходим к определению объемов куба. Рисуем, восстанавливая высоты из углов основания и, отмечая на них размеры и соотношения частей каркаса в натуре, определяем верхнюю грань куба точно так же, как и находили его основание. Таким образом, форма каркаса куба будет построена и тем самым окажется решенной его конструкция, что позволяет перейти к изображению формы. На уроках в нашей школе мы также говорим о прямой и обратной перспективе, позволяющие правильно рисовать геометрические тела под конкретные задачи творческого поиска. Теперь мы можем приступать к рисунку куба, но сначала давайте разберемся в новых вопросах, которые возникают по ходу рисунка.
Рисуем куб. Свет и тень.
Посмотрите на окружающие нас предметы. Вы видите их потому, что свет от окна или электрического освещения делает их форму видимой для нашего глаза. Если наглухо завесить окно или выключить свет, то в темноте можно только на ощупь составит себе представление о той или иной форме. Свет, делая видимыми для нас предметы, по-разному освещает части формы. Та часть предмета, которая расположена ближе всего к источнику света, освещается ярче, чем та, которая находится дальше и под углом. Части же формы, совсем не получающие прямых лучей, находятся в тени. На них попадает свет, отраженный от стен или от других предметов. Различно передавая освещенную поверхность предмета, художник получает возможность точно воссоздать видимую нами реальность в рисунке. Поэтому понять и в точности нарисовать, как распределяется свет по форме куба, какие грани кажутся светлее, какие темнее, в нашем рисунке не менее важно, чем верно построить его конструкцию. Только при соблюдении этого условия художнику удастся передать форму модели такой, какой ее видит наш глаз в натуре.
Подобное сочетание в рисунке решения конструкции, своего рода «скелета» формы предмета, и в последствии изображение поверхности формы характерно для реалистического метода рисования. Соответственно и в рисунке куба художник должен начинать с анализа и построения его конструкции, чтобы затем перейти к рисованию видимых особенностей его внешней формы.
Рисовать куб надо карандашом. Фона быть не должно. Размещаем куб по аналогии с только что нарисованным каркасом. Но здесь, кроме самой постановки, следует обратить внимание и на освещение. Освещаем куб с левой стороны так, что бы часть его граней находилась в свету, часть – в тени. Рисунок начинают с определения основания. Прежде всего, намечается, тонко прорисовываясь, проволочный каркас куба, для чего рисующему необходимо представить себе куб прозрачным.
Этот прием позволит точнее нарисовать конструкцию. Когда же конструкция будет построена и художник, сверяя ее с кубом, точно определит и выверит размеры граней, углы, отношения отдельных ребер, можно переходить к рисованию видимой формы модели.
Свет, освещающий куб, падает на его поверхности. Вся форма и каждая отдельная грань освещена неравномерно. В самой темной и самой светлой сторонах куба есть в свою очередь места более светлые (более близкие к источнику света) и более темные (удаленные от него). Анализируя освещение куба, художник увидит, что грань светлеет, соединяясь (пересекаясь) с темной стороной, и наоборот. Все это должно быть тщательно передано в рисунке, если начинающий рисовальщик хочет изобразить предмет точно таким, каким его видит.
Но, разобравшись в тональных особенностях отдельных граней куба, начинающий художник все же не выяснит для себя вопроса, как приступать к рисунку. Если, строя конструкцию куба, он сначала помечал основание, затем строил ребра и находил верхнюю грань, то можно ли и здесь установить подобную последовательность в рисовании, решив в тоне одну грань, а затем постепенно и все остальные? Представьте, что рисовальщик попытается именно так повести работу. Нарисованая одна грань будет котрастно противоречить всему слегка помеченному кубу. Она будет смотреться наклейкой, и в результате разрушит то единое пространство, которое передается на листе бумаги, в котором художник строил свой рисунок. Подобное начало противоречит самому характеру восприятия нашим глазом формы куба.
Попробуйте проследить за тем, как вы смотрите на куб и что именно бросается вам в глаза, прежде всего – детали формы или весь куб на столе. Оказывается, наш взгляд всегда сначала схватывает и фиксирует общую форму любого предмета и лишь, затем переходит к рассматриванию подробностей. И эта особенность человеческого восприятия обусловливает, как вам известно, один из важнейших принципов рисунка – изображение, рисование предмета от общего. Соответственно и в нашем уроке рисования, только наметив общую форму куба, общее освещение, можно переходить к проработке деталей. Нарисовав конструкцию куба, нужно затем перейти к определению общего характера освещения всей его формы. Для этого, сравнивая рисунок с моделью, отмечаем в натуре светлую грань и грань, не получающую прямых лучей света. Последнюю сразу же легко заштриховываем. Когда форма куба будет таким путем намечена, начинаем подробнее анализировать светотень, и отмечаем на модели самое светлое и самое темное место. Более темные грани заштриховываются.
В ходе работы вначале резинкой лучше совсем не пользоваться, стараясь легко рисовать карандашом и лишь постепенно увеличивать силу штриховки. На начальных уроках обучение для начинающих подается таким образом, чтобы вообще не использовать ластик.
Строго следуя настоящему методу, постоянно сравнивая свой рисунок с натурой, каждое уточнение тона граней с общей формой и освещением куба, начинающий художник увидит, что на рисунке станет возникать все более точное и реалистическое изображение модели. Он наглядно убедится в том, что форма куба строится светом и тенью, которые позволяют вылепить и уточнить все его грани.
Таким образом, до сих пор процесс работы над рисунком куба складывался из двух частей. Первую часть урока составляло построение конструкции куба, вторую часть урока рисования – построение светотени, то есть освещения его поверхности. Но коль скоро художник точно передаст все особенности распределения тона по граням куба, и вместе с тем выверит правильность рисунка граней, размеры последних – ему предстоит перейти к заключительному этапу рисования. Стараясь передавать как можно точнее особенности освещения каждой грани, он мог упустить и почти обязательно упустит общее освещение формы. В результате куб получится пестрым из-за неравномерного распределения света. Чтобы восстановить то цельное зрительное впечатление, которое он производит на наш глаз, надо снова сравнить свой рисунок с натурой, но на этот раз не вдаваясь в детальные подробности, а как бы сразу, одним взглядом, стараясь уловить тональное единство в натуре. Соответственно в какие-то части куба надо добавить штриховки карандашом, если они окажутся слишком светлыми, другие, наоборот, — высветлить ластиком, приводя к единству весь рисунок. Это значит рисовать от общего к деталям и от деталей к общему. На этом постулате строится обучение в нашей художественной школе. Надеемся, что вы удовлетворены своим рисунком куба, правильно и в пропорциях «сидящим» в плоскости листа, законченного в объеме света и тени. Так же стал и понятен ответ на вопрос «Как научиться рисовать?».