Содержание

История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени.

1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862

Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.

«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»

Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.

2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874

В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.

Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.

Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.

3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».

Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.

4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908

Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.

5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003

Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:

«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.

Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».

6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913

Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.

7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894

Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.

Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.

На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.

8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век

Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.

9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841

Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.

По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».

Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.

10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896

Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:

«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».

Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.

Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».

11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882

Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.

12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.

Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».

13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908

Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.

14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855

Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.

Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».

Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.

15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880

За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.

21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.

Книга посвящена событиям яркого и драматического времени, когда решалась судьба Руси. На большом количестве источников автор показывает, как правительство Ивана III, опираясь на широкие слои народных масс, создавало на месте раздробленных княжеств могучее Русское государство, обеспечившее существование и дальнейшее развитие не только коренного, но и других народов нашей страны. Для всех интересующихся историей Отечества. Концы страниц размечены в теле книги так: , для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. -…

Солдат Империи Борис Арефьев

Желание узнать, откуда «есть пошла» его фамилия, заставило Б. Арефьева обратиться к архивным источникам. Результатом долгих поисков стала история прадеда автора, солдата Русской Императорской армии Ивана Арефьева. Эту историю нельзя назвать сугубо семейной, частной. Автору удалось восстановить кусочек прошлого России в сложный период ведения Кавказской войны. Опираясь на архивные материалы, Б.Арефьев рассказывает читателю, как рекрутировали Ивана в армию, как нес он службу, оставаясь верным присяге, царю и Отечеству.

Ивы зимой Уильям Хорвуд

Книга Уильяма Хорвуда «Ивы зимой» — продолжение книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Те же герои: мудрый Барсук, доблестный Рэт Водяная Крыса, добрый и мужественный Крот, тщеславный Тоуд Жаба, заботливый отец Выдра — живут в своих домиках, пережидают суровую зиму, помогают друг другу как могут. Пока не случается кое-что необыкновенное. И в трудных обстоятельствах каждый из обитателей прибрежных зарослей и Дремучего Леса показывает лучшие стороны своего характера: упорство, отвагу, верность в дружбе.

Россия времени Ивана Грозного Александр Зимин

Книга посвящена времени Ивана Грозного, т. е. тому периоду, когда Россия, как и другие страны Европы, шла по пути к абсолютизму. Авторы показывают закономерности и своеобразие этого процесса, сильные и слабые стороны растущего самодержавия, роль народных масс в сложных и противоречивых событиях русской истории середины и второй половины XVI в.

Как важно быть серьезным Оскар Уайльд

Премьера комедии состоялась 14 февраля 1895 г. в лондонском театре Сент-Джеймс. Первое издание — Лондон, 1899 г. Название комедии, как и ее фабула, построено на игре слов: имя «Эрнест» имеет по-английски такое же звучание, как слово «earnest» («серьезный»). Название имеет, таким образом, два смысла: «Как важно быть серьезным» и «Как важно быть Эрнестом». Оскар Уайльд. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Издательство «Терра». Москва. 2000. Перевод с английского Ивана Кашкина.

Читать также:  Как нарисовать зайца

Ивы Элджернон Блэквуд

Великие творения природы — горы, и океаны, и леса тончайшим образом связаны с человеком, с его естеством и жизнью, и особым образом влияют на каждого из нас — горы внушают благоговение, океаны устрашают, а дремучие леса завораживают. Однако эти ивы вызывали совсем иные чувства — от них исходили некие флюиды, проникавшие в самую душу, пробуждая в ней смиренный трепет ужаса. По мере того как сгущался сумрак, я все острее чувствовал, что мы напрасно вторглись в их владения — мы здесь непрошеные гости и можем дорого за это поплатиться…

Большая свобода Ивана Д. Дмитрий Добродеев

Дмитрий Добродеев, востоковед и переводчик, финалист премии Русский Букер, в конце 80-х волею случая угодил в пролом, образовавшийся на месте ГДР, и вынырнул из него уже в благоустроенном Мюнхене — журналистом Русской службы новостей радио «Свобода». В своем автобиографическом романе «Большая свобода Ивана Д.» он описывает трагикомические перипетии этого «времени чудес», когда тысячи советских людей внезапно бросали работу, дом, даже семьи и пускались в опасный бег — через плохо охраняемые границы на Запад, к новой жизни. Его лирический герой,…

Жизнь и необычайные приключения солдата… Владимир Войнович

Роман про Чонкина, безусловно, – вершина творчества Войновича. Смешной и нелепый солдат Иван Чонкин очень напоминает любимых народных героев: бравого солдата Швейка, Василия Теркина, Ивана Бровкина… У этого романа есть подзаголовок: роман-анекдот, как нельзя лучше определяющий его суть. Сатирически отображая трудный период нашей истории, автор отдает должное своим героям, тем, кого принято называть простыми людьми, но которые в час испытаний оказываются фигурами более значительными, чем «вожди народов» и их полководцы.

Как выжить в Пасти Быка. Тайны телешоу «Последний… Иван Любименко

Что такое телеигра «Последний герой», которая сорок дней держала в напряжении полстраны: занимательное развлечение, срежессированное талантливым постановщиком, или вынесенная на публику человеческая драма? Версия Ивана Любименко — одного из участников-финалистов — рассказывает о том, что осталось за кадром популярного шоу, отвечает на вопрос: как добиться успеха в игре, которая называется жизнь.

Учиться как учиться. Психология и духовность… Идрис Шах

Из введения, написанного Дорис Лессинг Написанная ведущим представителем суфизма, книга «Учиться как учиться» является полным введением в образ мышления, который вдохновляет людей во всем мире Из откликов на его многочисленные книги, лекции, радио и телевизионные программы, Идрис Шах выбирает вопросы, задаваемые ему домохозяйками и бизнесменами, философами и рабочими, чтобы показать, как традиционные суфийские подходы могут помочь нам.в решении.наших. социальных, психологических и духовных проблем. Суфийская классика, восточные притчи о…

Живи как хочешь Марк Алданов

По замыслу автора роман «Живи как хочешь» завершает серию его романов и повестей из русской и европейской истории послевоенных двух столетий. В центре повествования две детективные интриги, одна связана с международным шпионажем, другая – с кражей бриллиантов.

Как устроена машина времени? Станислав Зигуненко

Эта брошюра о машине времени, и не только о ней, а больше о физике и ее возможностях в изучении такого сложного понятия, как время. Оказывается, заглянуть в прошлое можно уже сегодня, и это успешно делают астрономы принимая, например, свет, далекой звезды идущий до нас миллиарды лет. Так как же смотрит физика на принципиальную возможность создания машины времени? Как она может быть устроена? Об этом в интересной и очень доступной форме рассказывает автор выпуска. Брошюра рассчитана на широкий круг читателей

Как это было: Объединение Германии Михаил Горбачев

Новая книга Михаила Горбачёва — это свидетельство из первых уст о том, что происходило в Европе в конце 80-х годов и почему именно тогда произошло объединение Германии. Опираясь на многочисленные факты и материалы, многие из которых публикуются впервые,записи доверительных бесед с руководителями мировых держав, автор рассказывает, как удалось, избежав хаоса и кровопролития, привести «западных» и «восточных» немцев к воссоединению.

Как управлять временем (Тайм-менеджмент) Сергей Потапов

Эта книга для тех, кто хочет эффективно управлять своим временем. Один час– и вы в курсе, как сделать ваш день максимально продуктивным, успевать сделать все важные дела и при этом иметь достаточно времени для отдыха. Результат: вы все делаете правильно, опережая других и в работе, и в жизни. Лучшие техники тайм-менеджмента помогут вам достичь успеха! Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста…

Шахматы как модель жизни Гарри Каспаров

В этой книге Гарри Каспаррв посвящает читателя в тайны блестящего стратегического мышления, создающего преимущество не только в шахматах, но и в повседневной жизни. С мастерством и обаянием подлинного знатока, разбирая увлекательные и поучительные истории, отражающие не только самые напряженные и решающие моменты его впечатляющей шахматной карьеры, но и опыт великих новаторов и выдающихся деятелей политики и бизнеса, автор объясняет, как добиться победы даже в самых трудных ситуациях, одержать верх над соперниками и достичь успеха в условиях…

Как приготовить вкусный бренд? Ирина Сироткина

Что такое бренд? Для чего он нужен? Какую роль он играет при организации эффективной деятельности предприятия? Ответы на эти актуальные вопросы задают далеко не все люди, работающие в сфере бизнеса. Брендинг – это «тонкое дело», требующее не только знаний в сфере организации и ведения бизнеса, но и знаний психологии. В связи с этим возникает другие вопросы: «Какой информацией нужно обладать для создания бренда и как создать бренд?» Подробный ответ на этот вопрос вы сможете найти в этой книге. Данная книга предназначена для достаточно широкого…

Как научиться разбираться в людях Аркадий Едигес

Аркадий Петрович Егидес – кандидат психологических наук, доцент кафедры связи с общественностью Государственного университета управления, специалист в вопросах семьи и сексологии, ведущий психотренинговых групп. Широко известен по многочисленным публикациям в прессе и по Центральному телевидению. Автор нескольких психологических бестселлеров. В книге «Как разбираться в людях» раскрывается важнейший фактор человеческого общения – психологическая классификация личности. С проникновением в материал вы сможете самостоятельно определять…

Как принимать решения Сергей Потапов

Вы хотите знать, как правильно принимать управленческие решения? Вам дорого ваше время? Вы предпочитаете получать необходимую информацию вовремя и в удобной форме? Тогда эта книга для вас. Один час – и вы в курсе всех самых полезных методов принятия решений. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Развивайтесь вместе с книгой «Как принимать решения»!

Как управлять персоналом Сергей Потапов

Вы интересуетесь управлением людьми или заняты в этой сфере? Вам дорого ваше время? Вы предпочитаете получать всю необходимую информацию вовремя и в удобной форме? Один час – вы в курсе всех самых полезных методик управления персоналом. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на все интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Развивайтесь вместе с книгой «Как управлять персоналом»!

Как управлять проектами Сергей Потапов

Эта книга для тех, кто хочет реализовать свой собственный бизнес-проект. Один час – и вы в курсе всех интересующих вас вопросов: как придать бизнес-идее статус проекта, как выигрышно его представить, как грамотно составить бюджет проекта, как спланировать все этапы его реализации и, наконец, осуществить. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти необходимую информацию. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Смело реализуйте ваши замыслы…

Помимо статьи о Суздале вышел еще один мой материал — о небольшом путешествии по сусанинским местам. Написан он в формате, близком к путевым заметкам, поэтому опубликую ее в своем журнале, сопроводив собственными фотографиями из этой поездки.

Поплутать на тропе Сусанина / «Отдых в России», №2 (75), март 2014 года

Имя Ивана Сусанина в нашей стране знакомо даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и что они вообще там делали? В поисках ответов на эти вопросы Павел Чукаев изрядно поплутал по сусанинским местам, но все же благополучно вернулся домой, чтобы рассказать об этом читателям «Отдыха в России».

Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.

Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути — выныривает как-то сразу и вдруг — слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми. Не удивляйтесь — Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз — разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь — правда, не в Сусанино, а в Молвитино — именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих «Грачей», в современном Сусанино вам вряд ли удастся — по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.

К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет — исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда — в окрестностях Домнино. «Отворотку» на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.

Вся разница — в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы — начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.

Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках — населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими «туристами» Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.

В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых — вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по «шоссе» из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно — белые буквы на синем фоне — все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: «Место подвига И. Сусанина». И главное — никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы — и ни души. В общем, немного мистическое место — не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию «Бермудского треугольника».

Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613». Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.

Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. «Вы только мусор после себя не оставляйте!» — первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.

«Вооон там Сусанин погиб», — указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) — решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных — тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.

Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине «Грачи прилетели». Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки «Жизнь за царя»), и о последователях «гида»-патриота.

В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию — Сусанин.

Читать также:  Как нарисовать розу или букет поэтапно: уроки для начинающих

P.S. Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя — шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.

ГДЕ НАХОДИТСЯ МОГИЛА СУСАНИНА?

Казалось бы, какая могила может быть у человека, погибшего то ли на болоте, то ли посреди лесной чащи? Однако вопрос о месте захоронения Ивана Сусанина несколько веков будоражил умы ученых. Согласно одной легенде, национального русского героя похоронили в Ипатьевском монастыре в Костроме, по другой версии — его останки покоились у церкви в селе Домнино. Но в 2003 году группа археологов обнаружила фрагменты останков, предположительно принадлежащих Сусанину, на месте некрополя в деревне Исупово, в честь которой названо болото, считавшееся местом гибели польского отряда и его самоотверженного проводника.

Сусанино находится в 64 километрах на северо-восток от Костромы по трассе Р-99. Чтобы попасть к Исуповскому болоту, надо проехать по этой трассе еще 3,5 километра и свернуть направо на проселочную дорогу в направлении села Домнино. Указатель «Место подвига Ивана Сусанина» появится примерно через 3 километра после этого населенного пункта. При отсутствии личного транспорта в Сусанино, скорее всего, придется взять такси. До самого же райцентра из Костромы можно за полтора часа добраться автобусами (подойдут также автобусы на Буй), которые ходят каждые 30-40 минут.

Кострома — не только столица региона, но и город Золотого кольца, поэтому выбор вариантов размещения здесь довольно широк. Один из самых роскошных отелей — «Азимут» (от 3600 рублей за двухместный номер) — находится в южной части города и располагает собственным банным комплексом. В историческом центре стоит обратить внимание на бизнес-отель «Кострома» (от 2800 рублей). Еще один интересный вариант — бутик-отель «Островной причал» (от 1300 рублей), расположенный на плавучем дебаркадере на Волге. Можно выбрать также размещение за городом — например, в парк-отеле «Берендеевка» (от 1000 рублей), отдельные деревянные домики которого находятся как раз по пути в Сусанино.

Несмотря на богатую историю и туристическую привлекательность Сусанино путешественникам вряд ли удастся «поживиться» здесь чем-то, кроме дежурного магнитика в музее подвига Ивана Сусанина. Другое дело — Кострома, где в изобилии представлены всевозможные матрешки, колокольчики, свистульки и изделия из дерева и бересты. Регион также славится петровской глиняной игрушкой и своими молочными продуктами — в первую очередь сырами «Костромской» и «Сусанинский».

«Нотр Дам де Пари» — К работе подключился известный композитор, исполнитель Ричард Кочанте. “Нотр-Дам де Пари” — самый успешный мюзикл. Разновидности мюзиклов: Урок музыки. Квазимодо. 18 сентября 1998г. – премьера мюзикла «Нотр – Дам де Пари». Были отобраны 45 артистов (на три состава). Мюзикл – обозрение И. Дунаевский К/ф «Веселые ребята».

«Карандаши» — Рисуем сами. Цирк. Кораблик. Радуга. Заяц. Кот. Клоун. Гномы. Слоники. Ёлка. Карандаши. Подснежник. Набор карандашей. Дождик. Зонтик карандашами. Коробки с карандашами. Медведь. Коробка с карандашами. Дети рисуют. Рисунок карандашами. Горы и океаны.

«В траве сидел кузнечик» — Муха. Огурчик. Кузнечик. Трава. Козявка. Кузнечик. Лягушка. Козявка. Огурчик. Цветок. Кузнечик. Кузнечик. Муха.

«Что такое лето» — Играть в футбол во дворе. Кругом растут цветы. Летом дети любят играть в песочнице. ЛЕТО — когда очень жарко. Летом можно увидеть лягушку. Или встретить маленького ежа. Поймать бабочку красавицу. Зреют каштаны. Летом дети любят есть мороженое. А еще сладкие арбузы! Маленькое солнышко на земле. Днем работают фонтаны.

«Новогодняя песенка» — Что такое Новый год? Это — ягоды и мед. Это все без исключенья — От орехов до печенья. Это смех друзей веселый, Это — пляски возле елок — Вот что значит, вот что значит Новый год! — Вот что значит, вот что значит Новый год! сл. М. Пляцковского, м/ф «Что такое Новый год? Вот что значит, вот что значит Новый год!

«Иван Сусанин опера» — Композитор: М.И. Тема: Опера «Иван Сусанин». Сухобузимское 2011 год. Глинка. Выполнила ученица 7 «В» класса Соколан Анастасия с. Михаил Иванович Глинка годы жизни: 1804-1857. Иван сусанин.

Всего в теме 14 презентаций

«Куда ты ведешь нас. не видно ни зги!—

Сусанину с сердцем вскричали враги

Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Иван Сусанин»

«Куда ты ведешь нас. не видно ни зги!— Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует. Веди ж нас,— так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью. Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня!— сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!— избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи. Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!— Вошед, проворчал так сармат молодой.— Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком. «Ты ль это, родимый. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь. а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи. Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин!— вскричали,— что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их. Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом и дут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо. «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же!— сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!— Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

Константин Егорович Маковский (1839-1915) Смутное время на Руси.Убийство Лжедмитрия

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» Н.И.Гоголь

Четыреста лет отделяют нас от тех далеких дней. Очень трудно восстановить канву событий, тем более что главный их герой — простой крестьянин. Почти не сохранилось официальных документов, нет и летописных записей. Но есть предания, легенды, исторические песни. Попробуем, опираясь на них, восстановить судьбу Ивана Осиповича Сусанина.

Гарнизон капитулирует
1612 год, разгар Смуты. Государство охвачено пламенем гражданской войны. На русской земле полно вооруженных людей: здесь и польско-литовские отряды, и войска земского ополчения, и казаки, и просто разбойничьи шайки. Царь Василий Шуйский два года как свергнут. Во главе страны встали семеро бояр, но и они вместе с польским гарнизоном вот уже полтора года сидят в осаде в Кремле. В августе 1612 года к Москве подходит второе земское ополчение во главе с Мининым и Пожарским, и в конце октября гарнизон в Кремле капитулирует.

Михаил Скотто (1814-1861). Минин и Пожарский.

Из осады — в свою вотчину
26 октября шестнадцатилетний боярский сын Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой наконец-то покинули Кремль, где едва не погибли от голода. За Троицкими воротами Кремля их поджидала новая опасность: на мосту через речку Неглинную их чуть не убили казаки, однако как-то обошлось. Почти сразу же мать с сыном уехали из Москвы в свои костромские вотчины.
Проехав много верст по разоренной, охваченной войной стране, Романовы оказались, наконец, в своей усадьбе Домнино. Там их встретил вотчинный староста Иван Осипович Сусанин. В Домнине мать и сын Романовы пробыли недолго. Они торопились в Макарьевский монастырь на реке Унже, где собирались молиться об освобождении из польского плена отца юноши, боярина Федора Никитича Романова, в иночестве Филарета. Через несколько дней в Домнино прискакали поляки, которые специально разыскивали Михаила Романова. Дело в том, что Михаил, родственник царя Ивана Грозного по линии его первой жены Анастасии, был одним из возможных претендентов на русский престол. Он мешал тем, кто хотел бы видеть московским государем польского королевича Владислава или самого короля Сигизмунда, его отца.

Версии событий
От Сусанина стали требовать, чтобы он сказал, куда направились Романовы. Тот повел поляков совсем в другую сторону, через огромное болото к селу Исупову, за десять верст от Домнина. Когда поляки поняли, что Сусанин их обманул, они долго издевались над ним, а потом зарубили саблями.

Фаюстов Максим Васильевич «Иван Сусанин»

Иван Сусанин был похоронен на кладбище села Домнина у стен Воскресенской церкви.
Существует и еще одна версия событий, возможно, легендарная. По преданию, записанному в начале ХХ века Н.Н. Виноградовым, поляки почти добрались до села Домнина, где в то время якобы еще находился Михаил. В лесу недалеко от села они встретили Ивана Сусанина. Тот привел их к себе в дом, стал угощать. Они же все добивались, где Михаил. Сусанин сказал, что тот прячется в лесу, и он может показать, где. Все отправились в лес, долго искали Михаила, но так и не нашли. За это время боярского отрока удалось увезти из Домнина в местечко Деревеньки, где жили дочь Сусанина Антонида и его зять Богдан Собинин. Там Михаила спрятали в полусгоревшем овине.
Поляки, поняв, что Сусанин их обманывает, набросились на него, но тот вырвался и попытался перебраться через речку к селу Исупову. Лед на ней, однако, был еще тонок и провалился под ним. Тут поляки его и схватили. Русские воины, которых через какое-то время привел Богдан Собинин, подобрали тело Сусанина и принесли его в Деревеньки. Михаил выбрался из овина и «когда узнал, за что и как умер Иван Сусанин, то сам плакал, обмывал и складывал части его тела и велел похоронить останки в церкви».

Жизнь за царя?
Когда же погиб Сусанин? Бытует мнение, что случилось это никак не ранее февраля-марта 1613 года. Но вот местный священник А.Д. Домнинский в 1871 году писал, что «в нашей местности в феврале или марте месяцах никак невозможно ни пройти, ни проехать, кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы». А историки между тем говорят, что Сусанин вел поляков все лесами, а не дорогами. Значит, Иван Сусанин, скорее всего, погиб поздней осенью 1612 года. Кстати, по преданию, это случилось 27 ноября.
Однако эту вполне резонную точку зрения сочли за лучшее «не заметить». Дело в том, что если Сусанин погиб в 1612 году, то рушится монархическая легенда «жизни за царя». Михаил Романов был, как известно, избран Земским собором на царство 21 февраля 1613 года. Таким образом, Сусанин спас еще боярского отрока, а не новоизбранного царя.

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Избрание Михаила Романова в 1613 году»

Жалованная грамота
Вернемся, однако, на Русь начала ХVII века. Как развивались события дальше? После гибели Сусанина прошло около семи лет. Смутное время осталось позади. В августе 1619 года государь всея Руси Михаил Федорович со своей матерью впервые отправился на богомолье за пределы Москвы. Путь их опять лежал в Макарьевский монастырь. Отец царя вернулся из восьмилетнего плена и стал патриархом. Теперь надо было отслужить благодарственные молебны у гроба чудотворца Макария.
Мать и сын побывали в селе Домнино и, видимо, только тогда узнали, что их староста Сусанин погиб, спасая Михаила. Конный отряд вполне мог догнать боярский обоз, если бы поляки узнали тогда, куда Романовы направились. Рассказал им обо всем этом, по-видимому, Богдан Собинин.
30 ноября 1619 года появилась царская жалованная грамота крестьянину Костромского уезда Богдашке Собинину о даровании ему земель и об освобождении его от всех податей за то, что тесть его Иван Сусанин, «ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, …терпя немерные пытки, про нас не сказал и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». На протяжении почти трехсот лет эта жалованная грамота по крайней мере четыре раза подтверждалась царской властью потомкам Сусанина. Прах Ивана Сусанина был перенесен и погребен под алтарем Воскресенской церкви в Домнине, на его могиле лежала каменная плита с надписью.

Потомки
Сохранились сведения, что потомков Ивана Сусанина в 1767 году было 153 человека, в 1834-м — 228, а в 1905-м — 306. Их число быстро росло, а пожалованных земель больше не становилось. В свое время некоторых из них переселили в села Бурундуки и Ардатово Симбирской губернии под строгий надзор местного начальства, так как, по мнению властей, они «были главными виновниками беспорядков и были связаны с беглыми» (!). В конце ХIХ века потомки Сусанина лишились всех своих особых прав и привилегий.


В марте 1851 года в Костроме торжественно открыли памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. У подножия высокого пьедестала с фигурой царя находилась скульптура Сусанина, а рядом было выбито несколько слов о нем и воспроизведен текст жалованной грамоты 1619 года. После октября 1917-го этот памятник снесли.

Осенью 1967 года в Костроме открыли новый памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. Лавинского. Монумент из желтого известняка высотой двенадцать метров и сейчас стоит на горе Молочной. Фигура Сусанина развернута лицом к Волге.
Время не пощадило ни Воскресенской церкви, ни могилы Сусанина. Но память о нем и его подвиге до сих пор живет в народной памяти.

Василий МИЦУРОВ,
кандидат исторических наук