Исторические иллюстрации. Итак, существует очевидная проблема незнания. То есть многие просто не представляют себе, как появляются на свет иллюстрации к статьям и книгам на исторические темы. И наверняка рассказ об этом будет интересен многим читателем «ВО», ведь каждая такая иллюстрация — не что иное, как ожившая история.
Давайте познакомимся с работой художника-иллюстратора «вживую», то есть на конкретных примерах его работы. И эта возможность у нас сегодня есть. И это редкая возможность, так как не все они любят показывать свою «кухню», а уж тем более подробно описывать, что и как они делают. Но… «для милого дружка и сережку из ушка». Так что смотрите, читайте и кому, что покажется особенно интересным – спрашивайте. Вот это, например, иллюстрация из книги «Armies of the Volga Bulgars and Khanate of Kazan 9th-16th Centuries» (Оsprey, Men-at-Arms №491). Оформляли ее Гэрри и Сэм Эмблетоны. Отец и сын. Гэрри проработал на «Оспрей» более 20 лет. Живет в Швейцарии, где также создает фигуры для музеев. Что же касается рисунка, то на нем изображены воины, которых (две фигуры, стоящие справа) каждый может увидеть в экспозиции Национального музея республики Татарстан в Казани. Стоят они там в стеклянных шкафах. Я их со всех сторон сфотографировал и… художникам оставалось лишь только их нарисовать в «живых позах»!
Ну а начать мне придется с того, что столкнуться с проблемой иллюстрирования мне пришлось еще в 1995—1997 гг., когда издательство «Просвещение» готовило к печати «Рыцарей Средневековья». Тогда были живы еще традиции советской печати и подобные книги выходили с «картинками», а не с фото из Интеренета. Образцы для художника были взяты из соответствующих изданий британского издательства «Оспрей» и книг Функенов. Причем, человеком он оказался понимающим: нарисовал все весьма точно, но совершенно в другой манере, да так, что графическая основа каждого рисунка совершенно не совпадала с источником. А вот детали были несколько размыты, так что все было «так» и в то же время «совсем не так»!
Одна из самых ранних реконструкций, запавших мне в душу – картинка из книги про Спартака начала 50-ых годов прошлого века. Сделана по фреске в Помпеях и вызывает сегодня (по крайней мере у меня!) очень много вопросов. Там же была и другая реконструкция, на мой взгляд более верная… Но эту показать проще, она крупнее и на ней хорошо видны все детали.
Кстати, такие художники большая редкость. Например, стал я искать «аналог» у себя в Пензе и мне посоветовали женщину, которая «хорошо рисует одежду» и чуть ли не эскизы готовит для театра. Встретился с ней, дал сделать копию рисунка с иллюстрации из издания «Оспрей» на пробу. И получил… Спрашиваю: «А почему у вас на ремне пряжка уже ремня? Посмотрите на вашу сумку, разве такое возможно» «Ах, это… но это же такая мелочь!» Нашли мне двух студенток-дипломниц нашего художественного училища им. Савицкого. Нарисовать двух наших воинов, участников «Ледового побоища» для статьи в английском журнале «Милитари вогеймер». И вроде бы и неплохо вышло. Но как-то очень уж лубочно. Очень хорошие иллюстрации получались у И.Зейналова. Они печатались и в Англии, в журналах «Милитари вогеймер», «Милитари иллюстрейтид», в Бельгии в журнале «Ла фигурин», но… занялся он металлом и стало ему не до иллюстраций. Потом книгу в «Оспрей» взялся оформлять наш художник В.Корольсков, а затем он же оформил еще и книгу «Рыцари, замки, оружие», но… унесла его совсем не ко времени костлявая с косой. И тут уже пришлось самым серьезным образом выполнять требования издательства «Оспрей». И настолько это было интересно, хотя и сложно, что рассказать об этом будет просто необходимо.
Те, кто знаком с этими британскими изданиями, представляют себе, что в серии «Мэн-эт-Армз» должно быть ровно восемь цветных иллюстраций. Которые каждый приглашенный художник делает по-своему, но в принципе техника одна. Сначала на каждый рисунок автор готовит сценарий, то есть пишет, кто на нем, и примерно в какой позе. При этом каждая фигурка нумеруется и указывается «ее время». Затем ты, а не кто-то другой, не «чужой дядя» делает на каждую фигурку эскиз. Он может быть и не очень хорошим, но обязан быть проработан в деталях. То есть если на голове у воина шлем – то должно быть фото или рисунок этого шлема, и ссылка на источник – откуда это взято. Если узор на одежде, то… также фото – на основе чего ты его сюда поместил.
А вот это несколько вольная интерпретация на тему «рыцарь 14 века», созданная как раз по этой прорисовке и эффигии. Автор А. Шепс. То есть учитывая, что все рыцари в то время одинаковых доспехов не носили, но… во многом были очень близки и постоянно друг у друга что-нибудь разными способами «заимствовали», такая реконструкция имеет полное право на существование!
Еще одна очень популярная реконструкция А.Шепса. Собственно, и не реконструкция даже, а художественная перерисовка эффигии в цвете. Перед нами Роджер де Трампингтон с эффигии в Трампингтонской церкви в Кэмбриджшире, около 1329 г. Поза, естественно, изменена. Единственный недостаток данного изображения – нет узора на щитках ножен (очень он мелкий и было не разобрать, что там) и неизвестно, какого цвета наколенники. Вдруг они медные или были позолочены?
Затем следует «роспись цветов». Ты указываешь материал, из которого сделана та или иная деталь предлагаемого тобой костюма и ее цвет. Очень хорошо, если в качестве оригинала используются фотографии. Но они должны быть из музея и с указанием – из какого музея и кто автор этой реконструкции.
Все это указывается стрелками и нумеруется, а на приложенных к эскизу листах расписывается цвет каждой детали и – главное, откуда все они взяты. То есть опять-таки желательны фото музейных витрин, или ксерокопии заслуживающих внимание монографий.
Дальше следовала сама работа, причем периодически тебе присылаются готовые эскизы на предмет уточнений. Интересна технология работы некоторых из английских художников. Например, тот же Ангус МакБрайд, живший в Африке под Кейптауном, имел там не только художественную студию, где еще и обучал молодежь, но и… конюшню! Молодых людей, одетых в спортивное трико в обтяжку, он сажал на коня и… фотографировал в различных позах с копьем или луком в руках. После этого с фотографии он делал героический рисунок и насыщал его нужными деталями. Как видите, все даже очень просто: пошел в конюшню, выбрал нужного коня, человека нужного роста и комплекции, после чего бери фотографируй и рисуй.
Но опять-таки «из головы» он ничего не брал. Каждая деталь доспехов и оружия могла быть визуально опознана по одному из имеющихся в нашем распоряжению источника – это или музейные артефакты, или миниатюры из средневековых книг, или барельефы и статуи. Это, конечно, идеальный источник. Берешь, например, колонну Траяна и просто перерисовываешь то, что на ней. Да, есть там отдельные «несуразности» (о них на ВО, кстати, уже рассказывалось), но в целом это вполне реалистичный источник. Или нужен тебе иранский витязь VI в. Так ведь есть барельеф с шахом Шапуром, где даже кольчужное плетение показано. Ну и настоящим подарком являются эффигии. Как сами по себе, вернее их фото, так и уже сделанные по ним их графические прорисовки. Это даже мне по силам – взять такую прорисовку и попросту переодеть в ее костюм анатомически правильную фигуру мужчины из Интернета. Там такие есть и даже не одна!
Но чтобы все это сделать, тебе надо знать источники достоверной информации, а еще иметь к ним доступ. Ну, например, когда я писал книгу о вооружении казанских воинов, то ездил в Казань, ходил там по музеям и фотографировал образцы оружия и доспехов, а также выставленные в Национальном музее Татарстана фигуры воинов, выполненные в полный рост. Не только сами фигуры, но и образцы тканей. Прошлось идти в библиотеку университета и смотреть там книги местных авторов и копировать их иллюстрации, обойти весь казанский кремль и отснять с разных точек башню Сююмбике (в качестве иллюстративного материала), словом, потратить немало времени и сил. А потом была Москва, ГИМ и Оружейная палата, и письма в музеи Мурома, Елабуги, Булгара и целого ряда других городов с просьбами прислать фотографии или дать разрешение на их публикацию. А затем на основе собранных и присланных материалов как раз и надо было делать эскизы.
И вот тут мне опять-таки очень повезло с соавтором. Им оказался профессор Ноттингемского университета доктор Дэвид Николь. И получилось так, что он был сыном известного в Англии книжного литератора и с детства умел хорошо рисовать. Не настолько, чтобы самому еще и иллюстрировать собственные книги, но вполне профессионально, чтобы подготовить качественные эскизы для художника. Работу он себе, кстати, точно также постарался облегчить до предела. Он нарисовал пару-тройку фигур людей и коней, а затем… просто переодевал их по надобности! Так что один и тот же человек бог быть у него и русским витязем, и монголом, а кони под разными седлами и с разной сбруей кочевали из века в век. Но в принципе это было логично, поскольку предназначалось художнику, которых по этим его эскизам и по моему сценарию должен был бы сделать цветную иллюстрацию.
Так что в отношении иллюстраций издательства «Оспрей» можно сказать, что они исключительно историчные, каждая мелочь в них имеет свое обоснования, а «отсебятина» художника в них только разве что поза и выражение лица… Ну, а если кто-то захочет попытать счастья в работе с этим издательством, то… будьте готовые выполнить все эти их требования!
P. S. Думается, что образцы текста на английском с описанием цветов и деталей рисунка сюда помещать не надо, уж очень много места они занимают. Но без них тоже, увы, никуда!
P. P. S. Так что не надо говорить плохо про английских художников иллюстраторов. У нас, кстати, мастеров такого уровня тоже совсем немного, но они есть. Это и Олег Федоров, и Роберто Палласиос Фернандес, и Николай Зубков, и Игорь Дзысь, и А. Шепс, который, кстати, еще и прекрасно рисует боевую технику. Есть и те, кто рисует воинов более позднего времени, но их я не знаю.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter