В этом уроке Джоанна Жоу (Joanna Zhou) поделиться 26 советами по рисованию для начинающих манги.

Манга, без сомнения, является одним из самых быстро развивающихся направлений искусства среди молодежи во всем мире. Большинство знакомятся с этим хобби в подростковом возрасте и сталкиваются с определенными проблемами самостоятельного изучения материала, параллельно учась в школе или университете. Я никогда не воспринимала мангу как работу, для меня это было хобби, позволяющее справляться со стрессами каждодневной жизни.

Надеюсь, другие мангаки (художники, рисующие мангу) так же смотрят на это, потому что с таким отношением к искусству, совершенствование художника в рисовании станет процессом, приносящим истинное удовольствие, и потребует минимум затраты сил. Не слушайте тех, кто говорит, что манга – это бесполезное хобби. Любая форма визуального творческого проявления намного продуктивнее, и приносит намного больше удовольствия, чем любые другие виды хобби, которые только могут придти в голову. Несмотря на свой стиль, техника рисования манги включает в себя построение пропорций тела, перспективы и применение теории цвета. Надеюсь, эти советы помогут вам проникнуть в сердце Японского искусства рисования.

1. ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

В манге тело персонажей построено так, что оно, так или иначе, отражает их настроение. Совершенствуйте свои навыки, и это придаст вам возможность создавать абсолютно разные пропорции. В итоге вы, возможно, найдете свой собственный стиль. Посмотрите на любой манга-комикс и вы увидите как меняются формы тела, даже у одного и того же героя.

2. СТИЛЬ ИСКАЖЕННЫХ ПРОПОРЦИЙ

Когда вы рисуете чиби (маленькие, похожие на детей герои манги или аниме), нужно помнить, что тело, руки и ноги должны быть максимально короткими. Из-за врожденных знаний об анатомии, мы зачастую рисуем конечности намного короче, чем надо, и получаем в результате не чиби, а скорее просто ребенка! Для чиби больше всего подходят яркие и пастельные цвета, потому что они делают их более милыми и динамичными.

3. НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛИНИИ

Рисуйте направляющие линии везде и всегда! Это займет всего пару секунд, зато может избавить вас от кучи ошибок, как, например, глаза, расположенные на разных уровнях или волосы, не повторяющие форму головы. Соединение конечностей посредством «шариковых суставов» может помочь сразу определить, одинаковой ли длинны конечности. Направляющие линии могут также помочь при рисовании тела в движении, когда оно принимает особую форму.

4. ОТ ЭСКИЗА К ДЕТАЛЯМ

Всегда начинайте работу с эскиза и только затем постепенно наполняйте рисунок деталями. Если вы начнете рисовать сложные блики на глазах, даже не закончив прорисовывать лицо, в итоге может получиться так, что глаз расположен совсем не там, где надо, и придется все стирать. Никогда не оставляйте замеченные ошибки без внимания, даже если их исправление потребует много времени, или даже, если все придется начать заново! Направляющие линии и эскизы помогают добиться самого лучшего и аккуратного результата. Вам также следует заранее продумать техническую сторону – композицию рисунка.

5. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГЕРОЕВ

С каждым художником комиксов может случиться такое, что читатели теряют интерес к его работам. А все потому, что они находят всех героев слишком похожими. Каждый герой должен иметь свои отличительные черты, например, в волосах, глазах, росте или стиле одежды (если только по задумке автора все не должно быть наоборот). Продумайте заранее, какие цвета, прическа и аксессуары подойдут тому или иному герою. Также, можно обыграть картину, добавив интересный фон, окружающие героя элементы или сюжетную линию.

6. РАЗНООБРАЗИЕ

Лучший способ разнообразить своих героев – экспериментировать с их глазами и чертами лица. От вас потребуется немало времени и практики, но, если вы будете упорно двигаться к цели, то научитесь с легкостью рисовать персонажей с абсолютно разными внешними данными.

Читать также:  Как нарисовать музыкальные инструменты поэтапно карандашом

7. НА 360 ГРАДУСОВ

Во время практики рисования, старайтесь как можно больше времени уделять рисованию головы под разными углами. Не надо рисовать одно и то же лицо, смотрящее в одном и том же направлении. Это, конечно, сложно, потому что всегда нужно следить, чтобы глаза всегда были идентичными. Особенно, если вы собираетесь всерьез заниматься рисованием манги, запомните, первое, на что смотрят редакторы – это ваша способность рисовать лица в разным перспективах.

8. ПОРЯДОК ПОСРЕДСТВОМ ХАОСА

Существующие в манге прически обычно собраны из тонких аккуратных прядей, которые создают естественный хаос, но, тем не менее, образуют цельную прическу. Этот же принцип может применяться и к складкам на одежде. Практикуйтесь в рисовании свободных складок на одежде, но не переборщите, иначе будет куча-мала. Совет: завитые линии лучше смотрятся, если их рисовать сплошной линией. Задерживайте дыхание, это избавит вас от дрожи в руках! Попробуйте…

9. СПЛОШНЫЕ ЛИНИИ

Мне как-то дали очень хороший совет – заменить свои исчерченные наброски на аккуратные эскизы, выполненные сплошными линиями. Сплошные линии на эскизе создают красивые и сильные образы. За небольшим исключением, рисунки в стиле манга всегда имеют плавные четкие контуры.

10. СЕКРЕТ СПЛОШНЫХ ЛИНИЙ

Всегда, когда рисуете мангу, меняйте толщину линий. Используйте более толстые линии для контура лица, более тонкие – для удаленных объектов, как, например, разлетающиеся пряди волос. Если придерживаться одной и той же толщины линий, рисунок будет выглядеть слишком статичным и плоским. Манга традиционно рисуется пером и чернилами. Кисти и графические перья — неплохая альтернатива, однако всегда нужно следить за толщиной линий.

Прежде чем начать рисовать и строить позы, вы должны изучить строение рук. Изучайте и рисуйте свои руки, то, как они сгибаются, и как располагаются пальцы в определенных позах. В манге особое внимание уделяется грации рук, поэтому ногти и складки на суставах прорисовываются очень нежно, почти незаметно.

12. ЭКОНОМЬТЕ ВРЕМЯ

Иногда можно часами сидеть и работать над одним изображением, вместо того, чтобы встать и воспользоваться образцом этого изображения. В итоге, вы потратите намного больше времени, пытаясь ко всему придти своим путем, и все равно все будет не так, как надо. Сфотографируйте свою руку или себя в подходящей одежде, это займет всего пару секунд. Вы научитесь большему, копируя реальные объекты, чем, пытаясь самому их нарисовать.

13. ФОКУС С ЗЕРКАЛОМ

Поставьте напротив своего рисунка небольшое зеркало – это отличный способ выявить свои ошибки. Вы заметите, что эскиз, который казался вам идеальным, на самом деле имеет изъяны, такие, как, например, кривые глаза или другие анатомические ошибки. Продолжайте работать над изображением, пока не будете полностью довольны результатом.

Лицо – самое важное, что может связать или разрушить связь между героем и зрителем. Через лицо можно отлично передать свой стиль. Возможно, у вас есть свои приемы по рисованию глаз или рта, и это вполне может стать вашей фишкой. Подумайте о том, какие эмоции может выражать рот, глаза, ширина зрачка, брови. Если не знаете с чего начать, взгляните на себя в зеркало и отметьте, какие из частей вашего лица самые подвижные. Кривляйтесь перед зеркалом, стараясь показать как можно больше эмоций… главное, чтобы никто не подсматривал.

В манге профиль обычно изображается с немного выступающими носом и губами. Практикуйтесь в рисовании глаз сбоку, и помните, что они располагаются на одной линии с ушами и в промежутке между носом и лбом. У мужчин в манге более широкая и острая челюсть. Пропорции тела также будут диктовать особенности лица, волос и глаз. Сначала нарисуйте голый череп, и только потом добавляйте волосы, чтобы правильно все оформить.

Читать также:  Рисунок на стене

16. ЖЕНСКОЕ ТЕЛО

Линии женского тела в манге обычно очень плавные, и отражают идеал женской красоты в Японии. Ярко выраженные мышцы или девушки-амазонки менее привлекательны, и поэтому менее распространены. Однако очень распространен прием добавления пышной груди для различения взрослой девушки от девочки.

17. МУЖСКОЕ ТЕЛО

Мужские образы в манге варьируют от мускулистых парней до парней с инопланетной красотой. Как ни странно, последние очень распространены среди художников женского пола. Стиль бишонен (bishonen — красавчик) олицетворяет собой стройных парней, с аккуратной мускулатурой и отсутствующими сосками и волосами на теле.

18. УСКОРЕНИЕ ПРОГРЕССА

Самый короткий путь к успеху – знать свои сильные и слабые стороны посредством самоанализа и конструктивной критики окружающих. Составьте у себя в голове четкий план по работе над своими слабыми сторонами, и улучшению сильных. Правильное выполнение простых задач всегда больше стимулирует, чем нацеливание (всегда заканчивающееся неудачами) на нереально сложные задачи. Яркие краски и герои в стиле чиби могут помочь вам спрятать от чужих глаз факт незнания пропорций человеческого тела.

19. СКЛАДКИ НА ОДЕЖДЕ

Копирование изображений из модных журналов может помочь вам различать необходимые складки от лишних, нагромождающих рисунок. Вы поймете, как и какие ткани лежат на теле. Если не знаете, как действовать, лучше изобразите пару аккуратных складочек, вместо того, чтобы рисовать целый ряд ненужных утяжеляющих рисунок складок.

20. ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ

В манге редко можно встретить лица в морщинах. Чтобы нарисовать пожилого человека, вам придется «застаревать» все лицо, а также изобразить такие признаки старости, как сутулость и морщинистость. Глаза становятся уже, а расстояние до рта увеличивается.

Когда речь заходит о передаче настроения и ситуации, в манге используется много различных приемов. Например, линии скорости движения могут быть использованы для передачи двигающихся объектов или для изображения эмоционального шока героя. Обратитесь к разным источникам манги, и попробуйте использовать все те приемы, которые вы там обнаружите. Манга намного динамичнее, чем комиксы западных стран.

22. ДУМАЙТЕ МАСШТАБНО

Предварительный просмотр изображения позволит вам выявить недочеты и исправить их (формы, облачко с текстом, и т.д.). Это не только лучше, чем редактирование изображения в обычном масштабе, это также может положительно повлиять на качество вашего рисунка, который может быть как простым, так и наполненным мелкими деталями. Главное, что вы должны учесть – это то, что эскиз должен отражать общую композицию, положение облачков с текстом, и т.д.

23. ДЕЛИТЕСЬ, ВДОХНОВЛЯЙТЕ, УВЛЕКАЙТЕ!

Манга не всегда изображает героев с блестящими глазами и в ярких красках. Попробуйте создать картину, где герои взаимосвязаны между собой. Этот прием отлично работает с чиби, но, несомненно, подойдет и для обычных героев с нормальными пропорциями. Представьте, что вы журналист манга, а не модный фотограф. Чем больше деталей и сюжета, тем больше зрителю захочется разглядывать вашу картину. А это очень хорошо!

24. РАБОТА ЭТО ИГРА

Единственный путь к совершенствованию лежит через практику. Рисование – лечебное хобби, и вы должны заниматься только тем, что вам по душе. Если вы рисуете только для того, чтобы «побить» других в этом деле, то вы не состоитесь как художник, если слава не придет к вам.

25. ПРАВИЛА СОЗДАНЫ, ЧТОБЫ ИХ НАРУШАТЬ

Существуют определенные правила рисования манги, но вы не обязаны им следовать. Порой креативность испаряется, когда вы пытаетесь в манге рисовать слишком реалистичные изображения или копируете других художников.

26. СЛУШАЙТЕ ТОЛЬКО СЕБЯ

Экспериментируйте с техникой и подходами к рисованию, чтобы выбиться за рамки стереотипов, которые люди навязывают манге. Картинка выше – коллаж, выполненный в Photoshop – мягкий пастельный фон и два героя в стиле манга. Результат получился совсем непохожим на типичные иллюстрации из манги.